Завод №238 на ул. Рождественской, 48

Ни для кого не является секретом, что Нижний Новгород во время Великой Отечественной войны являлся одной из основных кузниц оружия Победы над немецко-фашистскими захватчиками. Множество предприятий выпускали различные виды оружия. Наиболее известные из них: «ГАЗ», «Красное Сормово», «Сокол» и др. Эти предприятия работают и сейчас. Но есть и такие, которых больше нет, но они внесли свой неоценимый вклад в нашу Победу. О них и о людях, работавших на этих  предприятиях нужно помнить. Об одном из таких заводов и о своей маме, работавшей на нем, рассказывает Вера Ивановна Хролович, ветеран педагогического труда, педагогический стаж 51 год.

Завод №238 – один из многих…

К 800-летию любимого города планируется поставить стелу «Нижний Новгород – город трудовой доблести» на том самом месте, где в годы Великой Отечественной войны как раз и ковалась эта самая доблесть. Здесь, по адресу: улица Рождественская, 48, находился завод №238 Второго Главного управления Наркомтанкопрома СССР, одной из основных продукций которого во время войны были генераторы ГТ-4563А к танкам Т-34. Как известно, эти танки были признаны лучшими танками Второй мировой.

Завод занимал красивейшее здание из красного кирпича с зелёной железной куполообразной крышей. Оно построено в 1896 году по проекту архитектора Павла Петровича Малиновского для тепловой электростанции, которая до 1928 обеспечивала электроэнергией два фуникулёра и городской трамвай. Здание располагалось напротив плашкоутного (понтонного) моста через Оку.

В 1933 году он был заменён стационарным мостом, смещённым несколько вверх по течению реки. А здание электростанции стало Электромашиностроительным заводом №238, именовавшимся сначала «Электропривод», а после войны – «Ротор»:

Номенклатура выпускаемой в то время электротехнической продукции была значительной и к 1941 году составляла 31 наименование. Среди приборов в документе указаны такие, как преобразователи с реостатами. Их выпущено в 1941 году 250 штук вместо 178 по плану. Генераторы 5 кВ – 220 штук вместо 122, Трансформаторы 6 кВт – 100 штук вместо 105 по плану. Трансформаторы 1,35 кВт – 400 штук вместо 458 по плану. Стабилизаторы – 140 изделий вместо 4х по плану. Автотрансформаторы – 1500 вместо 1528. Трансформаторы понижающие – 7000 вместо 1135 и так далее.

С 1928 г. по ноябрь 1941г. предприятие именовалось  как Горьковский Электромеханический завод «Электропривод». С ноября  1941 по 25.12.1957г. – завод №238 2го Главного Управления Народного комиссариата танковой промышленности СССР. С 25.12.1957г. по 15.06.1965г. – Завод «Ротор» СНХ Волговятского Экономического района.

Самыми сложными в истории завода стали военные годы. Архивные документы свидетельствуют о том, что к 1942 году обеспеченность инструментарием на 25-30%, а износ оборудования и некоторых станков достигал 95%. Именно в это время предприятие окончательно освоено производство генераторов ГТ-4563А и запасных частей («аптечек») к ним, наряду с выпуском другой  военной продукции.

Изменился и качественный состав сотрудников: многие квалифицированные работники ушли на фронт – защищать Родину с оружием в руках. На смену им пришли необученные женщины и подростки. В 1942 году среди производственных рабочих было 97 женщин, т.е. 67%, 37 учеников (26%). Инженерно-технический персонал составлял 39 человек, т.е. 14% всего списочного состава сотрудников.

В особо тяжёлый период 1941-1942г.г. надо было одновременно с выполнением плана военного времени по выпуску продукции, нужной фронту, организовать обучение профессиям вновь принятых рабочих. На заводе был введен 11-часовой рабочий день для взрослых работников и 8-часовой для подростков до 18 лет. Полагалось два выходных дня в месяц.

Но часто бывало так, что для выполнения плана люди оставались и на вторую, и на третью смену, жертвуя своим здоровьем, сном, отдыхом. «Всё – для фронта, всё – для Победы!» — были для тружеников завода не просто слова, а – подтверждение каждодневного  подвига. Бывало, что такой напряжённейший график кто-то не выдерживал, засыпал на рабочем месте. И только благодаря мастерам и технорукам цехов удавалось избежать несчастных случаев. Именно такой факт и произошёл с молодой работницей – героиней очерка «Я делала генераторы для сормовских танков», опубликованного в газете «Красный сормович».

Из-за сложностей с оборудованием и кадрами в 1941-1942г.г. с качеством продукции было много проблем. Так в приказах Наркомата танковой промышленности СССР от 5 апреля 1943г., в частности значится: во время длительных маршей большое количество танков не доходило до места назначения. Это является результатом неудовлетворительного состояния технологической дисциплины, недоброкачественной сборки монтажа машин на танковых заводах… Государственный Комитет Обороны постановил: А) принять немедленные меры к улучшению качества танков; … Г) немедленно привлекать к строгой ответственности лиц, допускающих расхлябанность технологической дисциплины и небрежность в производственной работе.

В результате, на «Роторе» (№238) кроме плановой подготовки квалифицированных рабочих, повышения их квалификации рабочих на производстве были введены поощрения сотрудников. На заводе кормили бесплатно тех, кто оставался на рабочем месте на вторую, третью смену. По свидетельствам участников той трудовой битвы, старое оборудование не выдерживало высокого темпа работы, часто ломалось. Поэтому мастерам цехов приходилось работать, не выходя с завода.

Моя мама Кроилина Александра Ивановна работала на «Роторе» в 1933, 1935 году и в 1942 – 1946 г.г. мастером механического цеха №1, заменив ушедшего добровольцем на фронт двоюродного брата Кроилина Алексея Васильевича. Таким образом, она является живым свидетелем и непосредственным участником жизнедеятельности завода в то время. Из её записок о том времени понятно, что трудовой энтузиазм был присущ всем сотрудникам. Рассказывая о себе, она писала, что даже в выходные ей приходилось заниматься ремонтом и профилактикой старых станков. Фактически, она жила на заводе, как и другие ИТР.

В 1943 году началась сложная модернизация производства. Не останавливая основной процесс, демонтировали старые станки, ставили новые токарные и фрезерные, гидравлические прессы. Был построен и введён в эксплуатацию новый электроцех, переоборудован испытательный стенд, появилась мастерская по термообработке деталей. Заново был создан инструментально-штамповый цех. Основную продукцию завода на 20 сентября 1943 года, составили изделия, нужные различным родам войск Красной Армии, и поставлялись они не только Сормовскому заводу №112. Произошла замена оборудования. На заводе развернулось социалистическое соревнование. Создавались стахановские и комсомольско-молодёжные бригады, о чём повествуют «Годовые отчёты по основной деятельности завода», за 1942 г. и за 1943 г. Всё это вместе взятое позволило выполнить напряженный план военного времени за 1943 год на 122,3%, без рекламаций на качество продукции!

Но успехи наступательных действий Красной Армии на фронтах Великой Отечественной войны требовали увеличения производства танков. И ИТР, и рабочие по неделям не выходили из цехов, отдавая свой труд и здоровье во благо Родины, на алтарь Победы.

За героический труд коллектив завода, видимо, неоднократно поощрялся Правительством страны. Моей мама Кроилиной Александре Ивановне было присвоено звание «Отличник танковой промышленности СССР» с вручением нагрудного значка, денежной премии и некоторых материальных благ. Как писала мама, «были и другие награды». Значком «Отличник танковой промышленности СССР» мама так гордилась, что завещала и на могильном памятнике поместить её портрет с этим значком – ведь это было признанием главного в её жизни – участием в  героическом приближении Победы над фашизмом благодаря работе на «Роторе» в годы войны.

В послевоенное время завод «Ротор» стал постепенно переходить на «мирные рельсы», выпуская электротехнические изделия для нужд предприятий Волго-Вятского Экономического района. Из документов СНХ Волго-Вятского Экономического района следует, что и в послевоенное время завод «Ротор» высоко держал планку. Выпуск валовой и товарной продукции составлял 103- 104% к ежегодному плану. Выработка на одного работающего – 102-103% в разные годы.

Особо хочется отметить заботу, проявляемую администрацией и завкомом профсоюза завода о детях своих сотрудников в тяжёлые и голодные послевоенные годы. Мы, дети – я и мой брат, ежегодно получали приглашения во Дворец культуры имени В.И. Ленина, что рядом с садом 1го Мая, на новогодние праздники  со сладкими подарками совершенно бесплатно для наших родителей.

Заводу я благодарна и чисто профессионально. С октября 1962 г. по август 1965г. я работала по соседству с «Ротором» в школе №35 (улица Маяковского, ныне Рождественская, дом №38) учителем физики. Школа была восьмилетней. Раздел «электричество и магнетизм» изучали выпускники-восьмиклассники. Завод всегда откликался на просьбы школы о проведении учебных экскурсий. Администрация «Ротора» и его сотрудники всегда радушно встречали учащихся, выделяли толкового экскурсовода, показывали применение законов физики в производственных процессах. Всё это вызывало неподдельный интерес детей и к физике, и к заводу. Для многих из них завод и техника становились личной судьбой.

В 1965 году началась реконструкция Окского моста. Из-за увеличения транспортных потоков автобусов, трамваев, автомобилей было решено расширить подъездные пути к мосту. Котлован с заводом «Ротор» оказался частью данного плана. Поэтому на основании Постановления СНХ Волго-Вятского Экономического района (со ссылкой на Постановление Совета Министров СССР от 17 сентября 1964 года №817 и во исполнение письма Совета Министров РСФСР от 12 марта 1965 года № 2387) от 24 марта 1965 года №87, решено завод «Ротор» ликвидировать и назначить комиссию по ликвидации завода «Ротор»…

Но «Ротор» и после своей ликвидации служил людям, оставив о себе добрую память в сердцах нижегородцев из-за бесценных и бескорыстных заслуг не только перед городом, но и перед всей страной.

Хролович Вера Ивановна